«Мы на правильном пути!» или «Мы не могли придумать лучше!» - такие фразы можно постоянно услышать в мире стартапов. Однако это ложь! И знаете, что?! Отсутствие плана – это вовсе не плохо, и большинство бизнесменов смогут добиться успеха в таких условиях. Согласно недавно проведенным исследованиям, около 70% успешных бизнесменов начинали свой путь к успеху без особенного плана.
К примеру, создание Интернет-сервиса AWeber около 15 лет назад произошло как бы само собой. Его основатель работал в продажах, когда, наконец, понял, что перспективы его следующей работы должны быть связаны с автоматизированными рассылками электронной почты, которые призваны увеличить продажи и снизить затраты на рабочую силу. Первоначально новое программное обеспечение предназначалось исключительно для самого предпринимателя и его коллег. Однако вскоре стало понятно, что и другие люди были готовы заплатить немалые деньги за возможностью пользоваться новым сервисом. Так и начался проект AWeber. А масштабный план по развитию и маркетинговому продвижению пришел намного позже.
Таким образом, если у Вас нет дорожной карты, но Вы упорно повторяете, что находитесь на правильном пути, воспользуйтесь этими советами, которые помогут Вам начать работу.
Думайте не «как», а «кто»! Бизнес-планы заставляют нас думать о том, «как» идти к поставленной цели. Однако на начальной стадии развития своего стартапа гораздо эффективнее подумать о том, «кто» станет нашим клиентом. Недостаточно иметь абстрактное представление о потенциальном клиенте. Нужно научиться всегда опережать его мысли и желания хотя бы на один шаг. Вы должны буквально нарисовать портрет своего идеального клиента. Если Вы обладаете художественным талантом, можете сделать набросок или эскиз. В ином случае можно поупражняться на фото. Потратьте время на то, чтобы детально описать черты характера, желания, потребности, уровень образования и дохода своих возможных клиентов. Размножьте получившуюся картину и разложите портреты во всех возможных местах. Так Вы сможете просматривать их в любое время, особенно когда принимаете важные бизнес-решения.
Будьте готовы меняться быстрее, чем Супермен в телефонной будке! Строя собственную компанию, Вы должны своевременно и адекватно реагировать на непредвиденные кризисы, которые могут случиться в любой момент. Конечно, было бы намного проще, если бы у Вас был красный плащ и суперсила. Однако и без этих способностей Вы просто обязаны быстро адаптироваться к любой ситуации. Даже если у Вас есть четко выверенный план, но он противоречит сегодняшнему положению на рынке, стоит отложить его в сторону. Гораздо лучше разработать несколько микро-планов. Пусть они не будут столь же перспективны или подробны, как стандартный бизнес-план, но пары страниц достаточно, чтобы обозначить перспективу развития на ближайшие пару месяцев. Это даст Вам отправную точку и упростит процесс управления компанией.
Загляните в будущее и опишите его! Как?! Билл Гейтс и Стив Джобс создавали Microsoft и Apple без структурированного бизнес-плана?! На самом деле они имели лишь представление о том, каким будет их продукт. Ваше видение своего бизнеса не должно быть столь же масштабно, как идея о компьютере в каждом доме. Гораздо большее значение имеет то, чем Ваше предложение отличается от остальных, и насколько Ваш продукт понятен для потенциальных покупателей. Составьте образ, который будет отвечать этим требованиям, опишите его и храните на самом видном месте!